Кадровый учет для ИП

В случае, если индивидуальный предприниматель нанимает на работу сотрудников – у него, как у работодателя, возникает необходимость ведения кадрового учета в отношении своих работников.

Кадровый учет в отношении наемных сотрудников индивидуального предпринимателя – вид бухгалтерской услуги, которую наши специалисты оказывают клиентам-индивидуальным предпринимателям в рамках оказания аутсорсинга бухгалтерских услуг по комплексному бухгалтерскому, налоговому и кадровому сопровождению бизнеса индивидуальных предпринимателей.

Что нужно знать и делать ИП, если он решил нанять работников

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 (трех) физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Таким образом, ИП вправе принять на работу не более 3 сотрудников (любых – не только близких родственников).

Обращаем внимание, что ограничение на 3-х наемных работников распространяется только на тех работников, которые непосредственно принимают участие в приносящей прибыль ИП экономической деятельности.

В соответствии с информационным письмом от 18.01.2008 Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства экономики республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь указанное ограничение (не более 3-х наемных работников) не касается договоров, заключаемых предпринимателями на выполнение для них работ либо оказание им услуг сопутствующего характера:

  • оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации
  • оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов
  • оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции
  • предоставление в аренду торговых объектов
  • оказание банковских услуг
  • оказание услуг по статистическому декларированию товаров
  • оказание услуг таможенного агента
  • оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов
  • оказание аудиторских и юридических услуг
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности

Как только у ИП появился хоть один наемный сотрудник – ИП становится уже не только предпринимателем, но ещё и работодателем.
А это значит, что необходимо вести кадровый учет в отношении своих работников (независимо от выбранной ИП формы налогообложения):

  • оформление документов по приему и увольнению: контракты, должностные инструкции, приказы, заявления и т.д.
  • оформление личных дел
  • учет рабочего времени, расчет и выплата заработной платы, отпускных, командировочных
  • подача установленной законодательством отчетности: форм персонифицированного учета и государственной статистической отчетности

В целом, кадровый учет у ИП не отличается от кадрового учета юридических лиц.

К кадровому делопроизводству необходимо подходить со всей ответственностью.

Большинство из документов по наемным сотрудникам подлежат передаче на хранение в архив со сроками хранения до 75 лет.

Отдельно отметим, что ИП-работодателю необходимо обратиться в свой ФСЗН, чтобы получить от фонда учетный номер (да, еще один) плательщика-работодателя. По этому новому номер ИП будет уплачивать взносы за своих сотрудников.
То есть:

  • по своему (как ИП) учетному номеру в фонде – платежи и отчетность за самого ИП (если ИП не трудоустроен официально в другом месте и взносы за него уплачиваются по месту работы)
  • по учетному номеру в фонде, выданного ИП как работодателю – платежи и отчетность по наемным сотрудникам

Индивидуальный предприниматель обязан стать на учет (в отношении своих сотрудников) в органах Фонда социальной защиты населения по своему месту нахождения (жительства) не позднее 10 рабочих дней со дня заключения с гражданами (пункт 2 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40):

  • трудовых договоров
  • гражданско-правовых договоров

Для постановки на учет в органах Фонда (в отношении наемных работниках) индивидуальный предприниматель представляет в Фонд (пункт 3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров от 10.07.2009 №917):

  • заявление установленной формы
  • свой документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство)
  • заключенные трудовые и (или) гражданско-правовые договоры

Индивидуальный предприниматель (в отношении наемных работников) подлежит снятию с учета в Фонде на основании полученного Фондом от ИП соответствующего уведомления в произвольной форме.

Датой снятия с учета в органах Фонда является день, следующий за днем окончания действия трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с гражданами.

Услуги по ведению кадрового учета индивидуальных предпринимателей

Услуги по ведению кадрового учета индивидуальных предпринимателей  – неотъемлемая часть бухгалтерских услуг в рамках комплексного сопровождения бизнеса ИП.

В стандартную стоимость бухгалтерского сопровождения индивидуальных предпринимателей включен кадровый учет только в отношении самого клиента-индивидуального предпринимателя.

При необходимости ведения кадрового учета в отношении наемных сотрудников ИП стоимость такого учета оговаривается отдельно.

В рамках кадрового сопровождения наши специалисты :

  • помогут в составлении штатного расписания
  • оформят личные дела наемных работников
  • подадут предусмотренную отчетность по сотрудникам
  • будут вести учет продолжительности отпуска
  • проследят за окончанием сроков трудовых договоров (контрактов)
  • рассчитают и начислят заработную плату, отпускные, командировочные сотрудникам
  • будут взаимодействовать с воекоматом (при необходимости)

Свяжитесь с нами для консультации

Тел.: +375 (25) 95-777-84
Еmail: info@testona.by
График работы: 9:00 — 18:00, пн — пт